Информация о слухе

Как лучше общаться с людьми, имеющими нарушения слуха?

Часто глухота не воспринимается в обществе как болезнь. Люди склонны считать, что глухие более «здоровы», чем люди с нарушениями зрения. Но что люди с нарушенным слухом испытывают на самом деле? Слепоглухая американская писательница Э. Келлер заметила: «Слепые оторваны от предметов, глухие от людей».

Нарушения слуха усиливают одиночество – стыдно переспросить, не хочется лишний раз задавать вопрос и вступать в диалог. Контакты сокращаются и сходят на нет. Человек остается один на один с проблемой.

Глухота может быть врожденной и приобретенной. В первом случае человек никогда не знал, как звучит речь, бытовые шумы и привычная для здорового уха картина мира. Во втором – помнит, как звучит речь, ему проще научиться читать по губам, а мозгу легче подстроиться под коррекцию слуховым аппаратом.

Как понять, что у человека нарушен слух?

➔ Поведение: беспокойное и чуть суетливое или полная отрешенность.

➔ Телодвижения: шарканье, раскоординированность (они связаны с нарушенной работой вестибулярного аппарата).

➔ Звуки: при нарушениях слуха сложно контролировать вырывающиеся звуки – обрывки речи, необычные шумы при дыхании, приеме пищи или нагрузке.

Как этично общаться с человеком, у которого нарушен слух? Вот несколько советов:

● Назовите его (ее) по имени, чтобы привлечь внимание. Если ответа нет, попробуйте слегка тронуть за руку или плечо.

● Старайтесь говорить по очереди, если в беседе более двух человек – глухим сложно воспринимать несколько голосов одновременно.

● Выясните у человека, как ему комфортнее. Для разных степеней глухоты свои способы: с кем-то нужно говорить более низким голосом; с кем-то четко проговаривать слова, глядя в лицо, чтобы собеседник мог прочесть по губам; а кому-то писать записки или набирать текст в телефоне. Не отмахивайтесь, если не получилось с первого раза, донесите свою мысль.

● Старайтесь говорить структурированно, не перескакивайте с темы на тему.

● Стройте краткие предложения, используйте общеупротребляемые слова.

● Ирония, выделение голосом, интонации, меняющие смысл фразы – всё это недоступно для глухого человека. Старайтесь избегать интонаций, лучше проговаривайте.

● Убедитесь, что вас поняли. Повторите, если нет.

● Общаетесь через переводчика? Обращайтесь к собеседнику, а не переводчику.

Говорите с людьми, у которых нарушение слуха - им это важно. Если вы заметили, что у вас или у вашего близкого ухудшился слух, запишитесь в «Фонику» на диагностику по телефону 8 (4212) 64-03-60.