Информация о слухе

Дефицит внимания или потеря слуха: как не перепутать эти диагнозы?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и подростков последнее время встречается все чаще. Однако недавние исследования американских ученых Рубена и Эльгаддала показали, что врачи зачастую ставят неправильный диагноз – СДВГ по своим симптомам очень схож с потерей слуха и тугоухостью. Неправильное лечение может привести к непредсказуемым результатам. Попробуем разобраться в этой актуальной проблеме.

Опасность – неправильный диагноз

По данным американской ассоциации речи, языка и слуха каждый 2-3 ребенок из 100 рождается с клинически значимой тугоухостью в одном или обоих ушах. Что касается исследований в области СДВГ, но по статистике им страдают около 11 процентов детей в возрасте от 5 до 17 лет. При чем у мальчиков СДВГ проявляется значительно чаще (14,5%), чем у девочек (8%). В раннем возрасте (от 5 до 11 лет) синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется реже (8,6%) чем в возрасте от 12 до 17 лет (14,3%).

Между тем, как отмечают врачи, у синдрома дефицита внимания и тугоухости много общих признаков, среди которых:

● слабая успеваемость в школе;

● невнимательность;

● отсутствие реакции на речевое обращение;

● эмоциональные вспышки;

● частые ответы на вопросы невпопад;

● низкая самооценка;

● трудности в общении с окружающими.

Однако при постановке диагноза врачебная практика чаще склоняется к синдрому дефицита внимания, который ведет к нарушению развития навыков чтения, письма и грамотности. В реальности же ребенок может просто плохо слышать, поэтому очень важно не перепутать эти два заболевания и назначить правильное лечение. Значение точной диагностики и правильно подобранное лечение смогут не только улучшить его успеваемость и усидчивость, но и помочь наладить ему отношения со своими сверстниками и учителями.

Какие могут быть осложнения?

В некоторых случаях у ребенка могут одновременно присутствовать и тугоухость, и СДВГ, что при этом не отменяет необходимости в каждом конкретном случае устанавливать истинную причину слабой успеваемости и невнимательности во избежание ошибок при диагностике.

Исследования по этому вопросу в 2020 году начали проводить израильские ученые. На первом этапе взаимосвязь между СДВГ и тугоухостью не была точно установлена, однако наблюдения за группой, в которую входят свыше 8700 подростков с тугоухостью, продолжаются до сих пор. На данном этапе синдром дефицита внимания выявлен у 57 человек из этой группы.

В целом, во врачебной практике диагноз «тугоухость» ставится раньше, благодаря аудиологическому скринингу новорожденных и более четкой клинической картине. Синдром дефицита внимания же проявляется в более позднем возрасте и при его диагностировании весь процесс строится на тестировании в формате «вопрос – ответ» и фиксации поведенческих реакций ребенка, его психологического статуса и внутренних ощущений, что делает диагностическую картину более субъективной.

Тугоухость вызывает задержку развития речевых навыков и пополнения словарного запаса. Этого можно избежать благодаря своевременной диагностике и правильному лечению, включая использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов наряду с помощью логопеда. Если ребенок не слышит учителя, он по определению не сможет правильно выполнять школьные задания. Со стороны же будет казаться, что он всего лишь недостаточно усидчивый и внимательный. Все это может привести к неправильной постановке диагноза – СДВГ вместо тугоухости. В результате у детей с нарушением слухового восприятия могут проявляться симптомы, похожие на симптомы синдрома дефицита внимания: они легко отвлекаются, не участвуют в совместной деятельности или испытывают затруднения в следовании инструкциям. Учителя могут считать таких детей невнимательными, неспособными, деструктивно влияющими на других учеников, в то время, как они стараются концентрировать внимание, но не понимают, что им говорят, и в какой-то момент просто перестают слушать.

Что в итоге?

Неправильный диагноз может не показать нужного результата уже с первых дней лечения. В случае тугоухости, если ребенок по-прежнему отстает от школьной программы, испытывает сложности в общении и ему тяжело сконцентрироваться, это может свидетельствовать о наличии СДВГ. При этом требуется уже специализированная диагностика. В обоих случаях ребенка необходимо записать на прием к логопеду.

Независимо от наличия у ребенка тугоухости или СДВГ, или того и другого, ключ к успешному лечению – правильная и своевременная диагностика. При малейшем подозрении на любое из этих патологических состояний, необходимо обратиться как к аудиологу для диагностики тугоухости, так и к педиатру или психоневрологу для диагностики СДВГ.